Архитектура Верхних ворот

Архитектура Верхних воротАрхитектура Верхних ворот восходит к идее древнеримских арочных сооружений, в которых особенно подчеркнута мощь каменных квадров, например Порта Маджоре (сер. I в. до н. э.). Дух героической античности дополняется изысканной маньеристической декорацией. Детали получают здесь несколько утрированный облик: поддерживающие аттик консоли мощны, прочность их зрительно усилена изогнутыми вертикальными скрепами и рельефно выполненным подобием шляпок корабельных гвоздей. Кроме того, стилизованные «шляпки гвоздей» словно скрепляют между собой отдельные архитектурные элементы.

Отличительной чертой художественного оформления Верхних ворот, как и многих других гданьских сооружений того времени, была интеллектуальная программа, заложенная в их облике. Венчающая часть Верхних ворот имеет дидактическое содержание, выраженное с помощью латинских изречений и системы геральдических фигур.

Аттик от поля стены отделяет узкий гладкий каменный пояс с надписью, содержащей дату окончания постройки: Anno 1588 fasciebat. В каждый отрезок фриза вписано латинское изречение: «Справедливость и благочестие — основа всякого государства», «Высшие блага, каких может желать каждое государство, — мир, свобода, согласие», «Самое мудрое деяние то, которое совершается для республики».

Под латинскими надписями находится их перевод на немецкий язык, сделанный лишь спустя столетие, в 1688 г. На аттике расположены парные изображения единорогов, ангелов и львов, поддерживающих картуши с гербами Королевской Пруссии и Гданьска по бокам и герб Польши в центре. Скульптурные изображения свободно переходят с одного поля стены на другое поверх архитектурных членений, так что создается как бы двухслойная композиция поверхности: нижняя с четкой архитектонической структурой вертикальных и горизонтальных членений, а вторая, включающая скульптурный орнамент и фигуры, свободно выходящие за пределы отведенной им плоскости.

Оставьте комментарий