Архитектурное противоречие

Архитектурное противоречиеВ этом контексте особую значимость приобретала базиликальная форма всех главных святынь Рима, форма, сложившаяся в IV в. при крещенных императорах и к рубежу XVI и XVII вв. наглядно выражавшая более чем тысячелетнюю традицию исконной христианской государственности. Именно поэтому еще в 1606 г., в начале понтификата Павла V было решено придать собору Св. Петра форму базилики, хотя бы отдаленно напоминающей об огромной, роскошно украшенной пятинефной базилике, которую император Константин Великий заложил в 324 г. на этом месте (т. е. на месте погребения св. ап. Петра), а папа св. Сильвестр I освятил в 329 г. Бросающееся в глаза архитектурное противоречие новой базиликальной пристройки и прежнего центрического храма с самого начала вызывало справедливую критику, которая то затихала, то снова разгоралась. Нельзя исключить, что на рисунке запечатлен очередной приступ этих споров.

Но вместе с тем следует признать, что у папы Павла V и его архитектора Карло Мадерно были вполне основательные резоны к назначению длины новой пристройки: нефы заканчивались точно там, где раньше проходила колоннада внешней галереи, примыкавшей к восточному фасаду Константиновой базилики.

Перед этой галереей сложился обширный комплекс обнесенного портиками двора с сенью в центре, с позднейшей романской колокольней в углу и с несколькими тесно составленными средневековыми зданиями, образовавшими нерегулярный, но выразительный по архитектуре восточный фронт, обращенный к кварталу Борго и Замку Св. Ангела.

С середины XVII в. место этого двора занимает огромная паперть, широчайшими лестницами спускающаяся к знаменитой овальной площади Лоренцо Бернини.

Оставьте комментарий