Барокко эпохи Растрелли

Барокко эпохи РастреллиРусский барокко эпохи Растрелли воспринял приемы, темы, а иногда и образы классицизма не непосредственно из Франции, как это обычно отмечается в историях архитектуры, в уже отредактированном с барочных позиций виде из рук немецких и венских мастеров. В биографии Растрелли есть один очень неясный для исследователей период. Известно, что он ездил для профессионального совершенствования на 3 года заграницу, примерно в 1719 или 1725 гг. (даты точно не установлены).

Цель поездки понятна и и традиционна, но не известно, где он побывал. Большая часть исследователей называют Италию и Францию, ссылаясь на какие-то документы.

И только один И. Грабарь уверен, что Растрелли был в Германии и видел произведения Д. Пеппельмана. Те, кто будет пытливо всматриваться в произведения Растрелли, а не ограничится розыском документов в архивах, скорее всего согласятся с Грабарем.

На самом деле влияние немецкой архитектуры на Растрелли — самое сильное и самое продуктивное. И наконец, образы, темы, мотивы и многие детали обоих барокко (немецкого и русского) своим появлением во многом обязаны театральным архитектурным фантазиям, получившим столь широкое распространение в ряде стран Европы XVIII столетия.

Но самое замечательное, что весь этот пестрый и разнохарактерный конгломерат влияний и традиций приспосабливается и перерабатывается в самобытную систему мышления, трудно совместимую с прежними представлениями о самом барокко.

Оставьте комментарий