Экономические и политические привилегии

Экономические и политические привилегииБлагодаря путешествующим нидерландским мастерам возникло определенное художественное единство «на территориях, достигающих на западе Голландии и прибрежных провинций Германии, обнимающих Данию, Южную Швецию, северную Польшу, и далее на восток аж до Риги и Таллина». Согласно концепции, разработанной М. Дворжаком, при переходе от Средневековья к Новому времени в региональных школах заальпийских стран наблюдается стадия маньеризма (рубеж XVI-XVII вв.). Создавая свои мастерские в приморских городах северной Европы, представители течения, получившего в современной науке название «северный маньеризм», распространяли графические образцы и готовые произведения, обладающие оригинальными неповторимыми особенностями художественного языка форм. Причудливые гротески, фантастические сплетающиеся и перерастающие одна в другую фигуры людей, животных и растений, объемные изысканные «ушки» и другие виды орнаментики составляли основу нового европейского стиля.

В качестве образцов использовались многочисленные альбомы Вредемана де Вриса и Корнелиса Флориса, гравированные Иеронимомом Коком в Антверпене в конце XVI в. Альбомы Вредемана де Вриса играли роль «каталогов» разнообразных типов кованого орнамента и рисунки гротесков, у Корнелиса Флориса заимствовались примеры композиционных сочетаний сложной вязи фигуративных и орнаментальных изображений.

В большинстве произведений XVI в., встречающихся на территории балтийского побережья, с большим или меньшим мастерством соединялись инспирации из обеих источников. Расцвет художественной деятельности голландцев в Гданьске был связан с их массовым исходом со своей родины в результате религиозных войн XVI в. Так, в конце XVI — начале XVII вв. писцовые книги города отмечают наибольший наплыв голландцев в на территорию провинции Королевской Пруссии — этой своеобразной протестантской республики под покровительством польской короны.

Немецкие исследователи Г. Куни и П. Симеон насчитывают более сорока имен нидерландских мастеров, получивших городское право около 1600 г.

Оставьте комментарий