Фильмы ранней школы

Фильмы ранней школыПетр Вайль вспоминает в связи с этим о фильме Барнета «Дом на Трубной» 1928 г. «Не в такой ли тотальной коммуналке один из истоков неореализма», — пишет он. У Висконти можно прочитать: «Для меня кино вчерашнего дня, немое кино, особенно великое русское кино, было более независимым, более современным» (выделено мной. — Ю. В.). Его Висконти узнал, видимо, как пишет Вайль, во время первой своей работы в кино с Ренуаром в Париже: «Я постоянно ходил в маленький кинотеатр под названием „ Пантеон, где часто демонстрировались советские фильмы ранней школы. Картины Экка, Пудовкина, Эйзенштейна, которые, вероятно, оказали на меня влияние…

Для советских художников коммуналка была реальностью, для западных — символом», — итожит Вайль, и рядом с этим он пишет о том, что фильм Висконти о семье Рокко в Милане по существу ставит точку «в эпохе неорелизма» Милан, его уличные картины, ритмично расставленные в пространстве фильма, видимо, мало что могут сказать «новообращенному» городом семейству, но должны вызвать множество ассоциаций, обобщений и символических знаков для потомственного горожанина, а тем более коренного миланца. Помните, у Муратова?

В Милане нельзя быть проездом, в нем надо пожить, походить по его улицам.

Лучше с книгой.

Так же как фильм Висконти любопытнее смотреть с книгой М. Гинзбурга «Ритм в архитектуре» (1922 г.) в руках. 1960 год. Висконти создал свой образ Милана.

В этом же году родился Марко Петрус, и его жизнь по сей день неразрывно связана с улицами этого города. Разумеется, появление фильма и рождение будущего художника — всего лишь совпадение.

Но хотелось бы аргументировано показать, сколь полезны бывают такие совпадения для творческого человека.

Уверен, что преемственность идей евроконструктивизма, пусть и в расширенном его толковании, его московской и российской версий, во многом сформировала у художника свое, личное направление в развитии «аналитического искусства». Направление, выстраданное Марко Петрусом.

Оставьте комментарий