Искусство И. С. Баха

Искусство И. С. БахаВ развитии немецкой архитектуры и музыки XVIII в. есть определенное сходство. Искусство И. С. Баха — самое яркое и самое совершенное выражение полифонического стиля — появляется с явным опозданием.

К этому времени интересы европейских музыкантов (Кунау, Гендель, Перголези, Ж. Рамо, Скарлатти) уже направляет иная манера восприятия (слышания), иной метод композиционного мышления. Для современников, не говоря о следующем поколении, И. С. Бах — очень искусный, но старомодный мастер.

Художественные достоинства и философские глубины его произведений остаются неоцененными из-за того, что публика уже успела усвоить правила другого стиля, после чего чувства, выраженные в традиционной манере, стали казаться неестественными и неискренними.

Можно допустить, что долголетию архитектурного барокко способствовало редкое и продуктивное полемическое противостояние барокко и классицизма. Подобная ситуация имела место в музыке, но не была столь очевидной и драматичной.

Но уже к началу XVIII в. создается впечатление, что арсенал художественных идей и композиционных приемов барокко до конца исчерпан.

Напротив, классицизм, получив неоценимую поддержку в заново увиденном им античном искусстве, начинает сознавать свои возможности, демонстрирует поразительное богатство и разнообразие новых образов.

Для историков фаза становления часто предпочтительнее фазы увядания и ей обычно уделяется больше внимания.

Оставьте комментарий