Испанское барокко

Испанское бароккоФигероа, как и другой испанский архитектор — Чурригеро, станет главным мастером, связующим два века — XVII и XVIII. Испанский еретик Бонеш скажет: «Его создание многообразно и насыщенно.

По конструктивным и декоративным приемам он является оригинальным мастером, привнеся новые выразительные мелочи, одновременно сохраняет и дает новую жизнь маньеристическим формам». Достижение Фигероа состояло не только в умении использовать декоративную грамматику, но и гармонично вводить ее в конструктивную традицию, используя кирпич и терракоту, местную игру желтого, охристого и белого цвета на поверхности стены, прием, заимствованный от уже известной нам церкви госпиталя Каридад (Милосердия).

В работах Фигероа кристаллизуется испанское барокко и выразится в дальнейшем в семинарии Святого Тельма, где архитектура и скульптура выступают уже как одно целое, а классика тектоники отходит на второй план.

Если Кано растворил пропорции ренессанса, то Фигероа делает то же самое с формой. В 1954 г. в Венеции проходил третий интернациональный конгресс гуманитарных наук, посвященный проблеме: «Риторика и барокко».

Барокко как стиль рассматривался не с формальной точки зрения, а, скорее, с позиции истории общества, которое создало эту форму как элемент пропаганды католицизма, как визуализацию и демонстрацию церковной идеологии.

Смешение рас и крови, по мнению искусствоведов (Мартина Гонсалеса и Доменико Канот), могло послужить причиной возникновения южно-испанского варианта барокко. Люди выражались языком, расово отличным от другой части Европы, у которой не было контакта с восточной культурой.

Так же, как в конце Средних веков, они разбавили хитроумные и тонкие сплетения готики своим исступленным орнаментом, называемым стилем испанского «фламенко», в Возрождении они деформировали его субстанцию орнаментальным взрывом платереско, ассимилируя не грамматику и синтаксис, а исключительно словарь декоративной орнаментики. Архитектура Эрреро со своим очень четким понятием массы, порядка, объема стала маленьким эпизодом в искусстве Испании, обреченная в конце на орнаментальное изобилие, которое размыло его контуры и пропорции.

Классицизм Витрувия продолжался в Испании чуть более полувека.

Оставьте комментарий