Истоки европейского модерна

Истоки европейского модернаЯпонский художник стремился к осознанию того, что «прекрасное родится само в соответствующий момент, важно только уловить этот момент» (Керай). О способе восприятия природы художником модерна Густавом Климтом его современники тоже писали как о способе субъективного созерцания, выражения опосредованно через пейзаж тайных мыслей и чувств художника, стремящегося к слиянию с природой, покою, бегству от суеты мира реального в мир абстрактных образов-символов вечной гармонии и красоты. Не случайно работу Г. Климта над пейзажами исследователи сравнивали с бегством от самого себя в свой внутренний мир, закрытый от посторонних любопытных взглядов, в дружелюбный, гармоничный и бесстрастный мир природы.

Таким образом, анализируя истоки европейского модерна и способы его формообразования, следует провести определенные аналогии и с японским искусством, от которого была позаимствована идея, которая впоследствии стала одним из основных постулатов нового стиля: следование природе, воспевание ее в различных видах искусства, способность чувствовать прекрасное в каждом природном элементе, в каждом природном явлении. Впоследствии в изобразительном искусстве и орнаментах модерна были взяты за основу образы живой природы, многие из которых имели символическое значение.

Например, сине-фиолетовый болотный ирис, который в Японии традиционно олицетворял самурайскую доблесть и приход весны, в модерне стал цветком, олицетворявшим эстетику нового стиля. Скорей всего, выбор цветка болотного ириса в качестве символа модерна объясняется популярностью этого мотива в японском искусстве, считавшимся образцом для многих художников модерна.

Достаточно вспомнить гравюру Андо Хиросигэ «Ирисы в Хорикири» (1857), ширму «Ирисы» Огаты Корина (нач. XVIII в.) и картину Винсента Ван Гога «Ирисы» (1889), созданную под влиянием японского искусства.

Оставьте комментарий