Композиционная интрига

Композиционная интригаСледующее противопоставление все той же двухчастной комбинации наличников в первом ярусе бокового пролета двум ярусам средней части фасада. Затем весь боковой пролет противопоставляется, как уже говорилось, всей средней части (трехъярусной), и здесь уже вступают в игру все элементы ордера (фронтоны, аттики с балюстрадами, пилястры, колонны, карнизные консоли и скульптуры). Сверх того, предусмотрены контрапосты между средними и боковыми частями отдельно по первому ярусу и по второму, а также соседних ярусов в средней части фасадов.

Наконец, обнаруживается еще один очень важный контрапост, когда сопоставляются формы центрального входного портала с общей композицией всего фасада (здесь следует обратить внимание на сходство криволинейных стенок, плавно соединяющих перепад высот базиликального разреза с однотипным криволинейным контуром раскреповки между нижним и верхним карнизами входного портала).

Высокое мастерство Динценхоферов проявилось в переходе от плоскостной экспозиции темы на фасаде к объемно-пространственному ее изложению (купол и башня на противоположной стороне собора).

Глаз, приученный различать на фасаде главную тему в ее вариациях и противопоставлениях, сразу же замечает, что комбинация объемов купола (с барабаном и фонарем) и башен (левая башня так и не была выстроена) является тематическим вызовом контрапосту главного фасада.

В этой комбинации средняя часть, т. е. купол, выдвинута на первый план, башни же, продолжающие мотив боковых ризалитов фасада, отодвинуты в глубину.

В новом изложении темы многие ордерные формы. Их порядок в композиции изменен по правилу контрапоста.

Например, криволинейным стенкам по сторонам верхнего среднего пролета фасада контрастна кривизна барабана купола.

Оставьте комментарий