Композиционная схема

Композиционная схемаКомпозиционная схема церкви Иль Джезу, ставшая канонической для всей римско-католической церковной архитектуры XVII в., по-видимому, не вполне отвечала новой манере художественного мышления, складывающейся в XVIII в. в немецком барокко. Это не значит, что немецкие мастера отказываются от схемы ц. Иль Джезу. Новый тип разрабатывается если не на основе старой схемы, то при обязательном соотношении с ней, иногда даже с целью опровержения содержащегося в ней приема.

Во всяком случае, она остается исходной позицией и материалом для новых построений. Новый композиционный тип, к которому приходит немецкое барокко, лучше и чище всего выражен в таких произведениях, как собор монастыря бенедиктинцев в Банзе арх. Иоганна и Кристофера Динценхоферов (1710-1718 гг.) и паломническая церковь Фирценхей-лиген около Бамберга арх. И. Б. Ноймана (1743-1771 гг.). Сложный, смешанный тип композиции, в котором в новой схеме сохраняются композиционные канонические мотивы ц. Иль Джезу и одновременно делается попытка преодолеть присущую ей фасадную изобретательность путем пространственного развития темы — представляют собой соборы в Фульде арх. Иоганна Динценхофера (1710-1718 гг.) и упомянутый ранее собор Св. Миколаша на Малой стороне в Праге Кристофера и Килиана Игнаца Динценхоферов (1752 г.).

Оставьте комментарий