Новая базиликальная часть

Новая базиликальная частьВообще при проектировании как центрического храма, так и новых нефов очертания плана древней базилики служили ядром планировки и для Микеланджело, и для Мадерно. Так, ширину пролета между подкупольными пилонами Микеланджело сделал почти такой же, какова была ширина центрального нефа Константиновой базилики.

А Мадерно сделал такой же ширину своего центрального нефа, который, стало быть, повторил воздушное тело древнего Константинова нефа («корабля Св. Петра»), но был примерно на 10 м выше. Ширина микельанджеловских пилонов была равна суммарной ширине двух боковых нефов древней базилики.

Не говоря уж о том, что средокрестие центрического храма точно совпадало со средокрестием древней базилики, т. е. с пересечением осей ее центрального нефа и трансепта, замыкавшего ее с запада. Иначе и быть не могло — под этой точкой в крипте находился камень, указывавший место захоронения св. ал. Петра на древнем окраинном языческом кладбище.

Так что центрический храм и новая базиликальная часть вместе скрыто содержали внутри себя объем первоначальной Константиновой базилики.

После иерусалимского Храма Воскресения Христова, построенного тоже императором Константином и примерно в то же время над Голгофой и сенью Гроба Господня, Константинова базилика была второй величайшей святыней всего христианского мира и оставалась таковой не менее пяти, а то и семи веков, до лета 1054 г. — тогда амбиции архиепископов Рима и Константинополя оказались важнее последней заповеди Спасителя, оставленной ученикам сразу после Тайной вечери: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» и важнее его молитвы Отцу: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал мне, чтобы они были едино, как и Мы»5. Когда римский папа Лев IX и вселенский патриарх Михаил Керуларий предали друг друга анафеме, то базилике Св. Ал. Петра (которому Спаситель поручил всю свою паству) был нанесен символический удар такой силы, что ее постепенный снос в XVI в. кажется лишь дальним следствием потрясений, пережитых всей христианской церковью за пять веков до этого.

Оставьте комментарий