Объемно-пространственная интрига

Объемно-пространственная интригаВ ансамбле Шенбруна объемно-пространственная интрига, завязанная в композиции самого дворца, незаметно и естественно распространяется на искусственно-спланированный рельеф. Зрительно геометрические формы террас можно воспринять как многоплановую застройку. И наоборот.

Корпуса дворца нетрудно уподобить еще одной террасе сложного рисунка.

В результате весь ансамбль может быть воспринят не только как ряд вариаций на тему дворца, но и как одно «тектоническое» целое, как одно здание, многие ярусы которого последовательно смещаются в глубину, образуя необычные, горизонтально лежащие кулисы.

В этой ситуации глаз невольно начинает искать тектонические закономерности уже не по вертикали, а по горизонтали, по мере продвижения в глубину. Многоплановая пространственная композиция, таким образом, воспринимается по законам ордера с выраженным соподчинением частей.

Вместе с тем каждая пара соседних кулис, тематически контрастно имитирующих друг друга, достаточно самостоятельна для того, чтобы создать так называемый эффект зрительной полифонии. Фишер предлагает здесь принципиально новую манеру восприятия, при которой ряд последовательно разыгранных контрапостов без ущерба для присущего им зрительно эффекта (зрительной полифонии) воспринимается к тому же и по законам ордера.

Этот композиционный метод применяется им почти во всех произведениях.

В самой Вене И. Б. Фишер строил здания самого разного назначения: парадные дворцы аристократии, общественные и административные здания, павильоны, триумфальные арки, виллы вдоль внутреннего паркового дворца, обелиски и собор Карла Барромея.

Помимо этого, он разработал проекты укрепленных замков в окрестностях Вены, построил две церкви в Зальцбурге и несколько зданий в Праге.

Опять-таки подобно И. С. Баху, он создал выдающиеся произведения почти во всех архитектурных жанрах.

Оставьте комментарий