Орнаментальная облицовка «маске»

Орнаментальная облицовка «маске»Хуберт Домиш попытался оправдать избыточность декоративного барокко, которое особенно насыщено в последнее десятилетние Кар-лоса II, в период экономического и политического упадка страны, — с точки зрения психологического коллективного портрета эпохи. По его словам, это было искусство внешнего вида, антиномия между структурой и тектоникой архитектуры (быть) и декорацией (выглядеть). Испанцы XVII в. должны были выступать за архитектуру бедную и простую по экономической стоимости материала, но настойчиво предлагали сияние прошлого.

Благодаря богатой орнаментальной облицовке «маске», скрывали настоящую ситуацию.

Эти модели не пришли извне. Они вышли из своей собственной традиции.

Это маска прошлого.

Но были и другие причины, характеризующие особенности южноиспанской архитектуры.

Не было специалистов архитекторов. Архитектуру делали дилетанты: ретаблисты, резчики по дереву, плотники, скульпторы, художники-орнаменталисты.

Одни мастера начинали как ретаблисты или резчики, а потом уходили в архитектуру (Чурригеро, Томе, Рибера). Другие — художники, театральные декораторы — вмешивались если не в планы и чертежи храмов и гражданских зданий, то как минимум со своими идеями декораций (Хименес Доносо, Клаудио Коэсто, Себастьян Муньос).

С этого момента сложно стало оценить собственно работу архитектора.

О сценическом влиянии на архитектуру пишет историк искусств Сеан Бермундес: «Невозможно посчитать, что была вынуждена вытерпеть архитектура из-за капризных разметок и смехотворных украшений» (например театр Буэн Ретиро в Мадриде). Из-за этого развивался плохой вкус.

«Какое невежество в архитектуре, — восклицает монах Лоренсо сан Николас, — все понимают в архитектуре настолько, насколько внешний орнамент фасада передает образ ре-табло, расположенный на плоскости стены» 17. В 1646 г. Франциско Пачеко в «Искусстве живописи» превозносит роль художника: «Лучше быть художником в архитектуре, владеть чувством света и объема, чувством прекрасного. Архитектор учится по книгам и не умеет украшать, не понимает орнаментов».

Оставьте комментарий