Открытия Микеланджело

Открытия МикеланджелоДо них композиционные открытия Микеланджело, заложившие основы барочного художественного мышления (грамматику, синтаксис и лексику полифонизма), нигде, кроме как на фасаде римской церкви Иль Джазу, не применялись с таким знанием дела и фантазией. (Между прочим, довольно правдоподобно предположение, что Микеланджело приложил руку и к этой композиции.) Другой источник идей, воспринятых и оказавшихся плодотворными для барокко конца XVII — первой половины XVIII в., — Палладио.

Но в тот период, когда работали Л. Бернини, Ф. Борромини, Пьетро да Кортона, Б. Лонгена, Карло Фонтана, Г. Гварини и др., композиционные нововведения А. Палладио еще не были осознаны. Преобладало подражание, противоречивые истоки его метода просто не замечали.

Спустя чуть ли не два столетия начавший было увядать классицизм неожиданно был дополнен идеями барокко именно через Палладио.

Заслуга вторичного открытия Палладио принадлежала Ж. Ж. Суффло, К. Н. Леду и Э. Л. Булле, мастерам, очень вольно, а если говорить о двух последних — «варварски» обращавшимся с классическим наследием.

А до этого, когда казалось, что барокко полностью исчерпал себя в блестящих работах Бернини, Борромини, Гварини и других мастеров их круга и архитектурный прогресс прочно связан с идеями классицизма, барочная манера с неожиданным энтузиазмом возрождается в Средней и Восточной Европе. Рядом с классицизмом, явно возобладавшим к концу XVII в., это явление многими историками до сих пор относится к числу провинциальных.

Сложилось мнение, что «рецидив» барокко не имел последствий на эволюцию классицизма, то есть средне и восточноевропейский барокко XVIII столетия прошел в стороне от основного русла развития европейской архитектуры.

Оставьте комментарий