Преодоление антагонистической конструкции

Преодоление антагонистической конструкцииПреодоление антагонистической конструкции противопоставления художнического и индустриального в архитектуре — проблема не только начала прошлого века. Она сохранилась, и именно как проблема, и по сей день. В середине XX в. она воспринималась не менее остро.

До сих пор устойчиво отношение к архитектуре 1960-1970-х гг., особенно у нас в стране, как к деятельности, «директивно лишенной» собственно художественного содержания.

1960 год. Выходит на экраны фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья». Пожалуй, именно Милан стал главным по сути его героем.

И дело не только в том, как показывает великий режиссер город, его новации, процесс его обновления, поскольку здесь проявился не только «глаз видящий», но и знающий глаз художника-режиссера. Конечно, не случайно один из братьев большой семьи, приехавшей в Милан из села, работает на стройке, так же как и то, что объяснение главных героев происходит на крыше Миланского собора, с которой открывается вид на город.

«А лучший вид на сам собор — теперь с верхних этажей универмага „Ринашенто» (в переводе „Возрождающийся»)».

Фильм о том, как формируется «современность», при этом именно в своем городском предъявлении, которое, с одной стороны, выстраивает всегда непростые взаимоотношения между культурой и цивилизацией, а с другой — делает страдания повседневной жизни первого поколения горожан не просто очевидными, но и закономерными.

«Возможно, я чрезмерен в употреблении приемов, нетипичных Для кино, — пишет Висконти.

— Но вообще избегать театральности было бы неправильно, тем более если подумать о происхождении кино» (цит. по П. Вайлю).

Кстати, стоит заметить, что одна из статей П. Муратова в журнале «Современные записки» была посвящена кинематографу.

Оставьте комментарий