Причудливые гротески

Причудливые гротескиСледует также учитывать, что писари не всегда точно обозначали происхождение приезжих, а те, в свою очередь, не всегда были заинтересованы указывать место происхождения. Кроме того, многие мастера, например Корнелис Флорис, бывали в Гданьске наездами, по пути в Кенигсберг и еще далее на восток. Влияние пришельцев было так велико, что польский историк культуры С. Сальмонович утверждал, что «к началу XVII в. Гданьск был в культурном отношении голландской провинцией, играя важную роль в качестве импортера и мецената голландского искусства».

На конец XVI — начало XVII вв. приходится пик экономического и культурного расцвета Гданьска. Начало расцвету положило подписание выгодного мира между протестантской провинцией и польским королем Стефаном Баторием в 1585 г. и новое подтверждение существенных экономических привилегий.

Определенный упадок культурной жизни наблюдается со времен шведского нашествия 1626 г. За несколько десятилетий изменился облик самых важных общественных сооружений города: были возведены заново или перестроены ратуши Старого и Главного города, Дом братства Артура, Арсенал, Верхние и Золотые въездные ворота, а также многочисленные жилые дома.

В списке зданий отсутствуют храмы, что объясняется, во-первых, господством в Гданьске этого времени кальвинистского направления протестантизма, а во-вторых, наличием в городе большого количества церквей, возведенных еще в Средние века.

Среди них — крупнейший в Европе готический собор во имя Девы Марии. Среди мастеров конца XVI — начала XVII вв. выделяются нидерландцы — главный городской архитектор и фортификатор Антониус ван Обберген, выходец из города Мехелен (Малин) во Фландрии, много строивший в Дании и в Северной Польше.

Здесь же работали члены семьи ван ден Блоков.

Биллем ван ден Блок, также родом из Мехелен, до приезда в Гданьск в 1584 г. работал в мастерской Корнелиса Флориса в Кенигсберге. Около трех лет провел в Гданьске Ян Вредеман де Врис, оставив 45 работ разного рода, большая часть которых не сохранилась, в том числе его проекты фортификаций, крепости Вислоустье, городские ведуты и проекты резных украшений.

(Если раньше Вредеману де Врису приписывалось авторство ряда гданьских сооружений, например Дома братства Артура, то в настоящее время из достоверных произведений Вредемана де Вриса в Гданьске остались лишь его «Альбомы» чертежей и рисунков и ряд полотен в ратуше Главного города. Однако, по мнению исследователя гданьской художественной культуры Т. Гжибковской, «ему принадлежит заслуга в консолидации творческих сил Гданьска, усилении их понимания собственных художественных целей и места в Гданьском обществе».

Не только авторами, но и заказчиками и инициаторами ведущих построек города были в это время выходцы из Нидерландов, входившие тогда в правящую богатейшую верхушку городского патрициата. К ним относится прежде всего член совета города Ян Шпейман, наиболее яркая фигура интеллектуальной элиты Гданьска.

Наряду с Вредеманом де Врисом и членом городского совета Шахманом (выходцем из Венгрии): он был автором известной программы оформления Красного зала гданьской ратуши и многих других художественных замыслов.

Даже основной строительный материал был голландский — светло-красный маломерный кирпич размером 5x12x26 см (или 6 х 12 х 24 см), который привозили из Голландии в качестве трюмного балласта на кораблях, приплывавших порожняком, чтобы загрузиться в Гданьске польским хлебом. Хотя в городе работали, помимо голландцев, также местные мастера и мастера, приглашенные из разных областей Германии, голландские влияния в искусстве и архитектуре были определяющими.

Но нельзя не учитывать также и опосредованного влияния идей итальянского Ренессанса. Связи Гданьска с Италией в это время становятся особенно тесными, в архитектуре это проявляется в завоевании большой популярности ренессансных идеалов.

Оставьте комментарий