Развитие стилей

Развитие стилейПри таком отношении к стадиям развития стилей невнимание ко всему созданному в XVIII в. в манере барокко — неудивительно. С оценкой немецкой (включая венскую) и русской архитектуры XVIII в. случилась точно такая же история, какая произошла в свое время с оценкой итальянского барокко XVII в. Многим историкам (начиная с Ф. Милиция, Я. Буркхардта, К. Гурлитта и кончая В. Лазаревым, Е. Ротенбергом), считавшим себя знатоками Ренессанса, искусство барокко представлялось «упадочным», манерным, декоративным, нелепым и даже реакционным — не стилем, а вырождением стиля.

Потребовалось много времени и труда для того, чтобы увидеть и признать в барокко самостоятельную, не сводимую к Ренессансу манеру художественного мироощущения (в этом безусловная заслуга Г. Вёльфлина). Тем не менее пренебрежительное отношение к барокко сохраняется.

К среднеевропейской архитектуре начала XVIII в. тоже подходили с чуждыми ей мерками и критериями.

Попросту говоря, в этой архитектуре в лучшем случае видели переложение на немецкий лад итальянских барочных канонов, в худшем — их искажение.

И в самом деле, в постройках Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Пьетро да Кортона, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена, Гварино Гварини с исчерпывающей полнотой выражены все особенности стиля. Казалось бы дальнейшее движение в этом направлении неминуемо должно было бы привести к перепевам уже найденных типологических образов и композиционных приемов.

Очень трудно было представить, что итальянский барокко XVII в. — не завершенное явление, а хотя и очень важная, но не последняя стадия развития

Оставьте комментарий