Родина барокко — всюду и везде

Родина барокко - всюду и вездеВ этой связи несомненный интерес представляет работа испанского автора Эухенио д’Орса, использующего теорию Деона об исторической цикличности художественных стилей и в отношении барокко прослеживающая его многократные модификации в истории (в александрийском стиле, в романском, в пламенеющей готике, в искусстве Контрреформации, романтизме и т. д.). Его объяснение этому явлению — противопоставление статического рационализма динамическому витализму — довольно спорно и тенденциозно, поскольку привязано к реальным композиционным фактам. Но так или иначе барокко постепенно утверждается в сознании, к сожалению, как стадиальное явление стиля.

Иозефу Стшиговскому принадлежит эффектная фраза «Родина барокко — всюду и везде». А как быть с немецкой архитектурой XVIII в., которую в историях относят то к запоздалому барокко, то к рококо, то уподобляют ее маньеризму, имея в виду заполнение промежутков между барокко и классицизмом?

Таким образом, из-за обилия и разноречивости мнений проблема стилевого определения немецкой архитектуры XVIII в. продолжает оставаться открытой.

Как и в свое время маньеризм, она вмещает слишком пестрый набор стилевых признаков и тяготений.

Но то, что эта архитектура значительна по-своему воздействию, не подражательна и перспективна по последствиям, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. М. А. Пеппельман и композиция Цвингера Композиционное мышление в архитектуре Германии XVIII в. так близко музыкальному, что не представляет особого труда найти архитектурную аналогию любой музыкальной форме и наоборот.

Оставьте комментарий