Создание монумента

Создание монументаОдним из характерных сооружений Ю. Дюпона, где отразились черты «византийского стиля», является монумент на Чегару (1927г.), поставленный недалеко от Ниша.

Он сооружен на месте, где проходило сражение сербов с турецкой армией в 1809 г. Монумент представляет собой башню, символизирующую крепость.

Основанием монумента служит четверик, выложенный из грубых каменных блоков, взятых с ворот крепости Ниша. Над основанием возвышается еще один высокий четверик с глубокими арочными нишами в каждой грани.

В каждой нише размещены прямоугольные, арочные и круглые проемы. Над четвериками располагается смотровая площадка, окруженная высокой оградой в виде средневековой крепостной стены.

Завершается вся композиция ребристым куполом на восьмигранном световом барабане.

На площадку постамента ведет крутая лестница.

На верхнюю площадку можно подняться по внутренней винтовой лестнице.

Убранство башни предельно лаконично. В нем прослеживаются элементы поздневизантийских традиций: архивольты, выложенные полосатой кирпичной кладкой, чередование кирпичных и оштукатуренных поверхностей.

При создании монумента, связанного с историческими событиями, сыгравшими важную роль в жизни Сербии, Ю. Дюпон закономерно обращается к византийскому наследию, так как оно имело непосредственное преимущество в сербской архитектуре.

Именно византийская архитектура оказалось наиболее востребованным в период освобождения от турецкого ига и после него. Особое место «византийскому стилю» принадлежит и в русской архитектуре середины XIX — начала XX в. В этом стиле в России строилось много храмов, особенно в последней трети XIX в. Г. В. Барановский в «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века» приводит 200 проектов и построек православных храмов, из которых 45 выполнены в «византийском стиле».

Как в Сербии, так и в России для этого были объективные причины.

Обе эти славянские страны приняли вероисповедание из Византийской империи.

А потому в Сербии были востребованы достижения как византийской, так русской архитектурной школы.

Так, в традициях византийского зодчества по проекту Г. И. Самойлова, эмигрировавшего в Сербию, в Белграде строится церковь Архангела Гавриила.

Оставьте комментарий