Способы использования общих композиционных приемов

Способы использования общих композиционных приемовПо отношению к предшествующему итальянскому и более позднему западно-европейскому барокко, архитектура Германии и России первой половины XVIII в. при первом впечатлении кажется единой стилистической школой. В этом случае стилевые различия и особенности обеих архитектур отступают на второй план.

Но они есть и обнаруживаются, как только мы начинаем анализировать способы использования общих композиционных приемов и, что особенно важно, влияния художественных традиций в каждой стране. Наконец — очень сложные и неподдающиеся точному учету взаимодействия с архитектурной практикой других стран их самобытное понимание барочной традиции (в первую очередь первоисточника — итальянского барокко XVII в.), имело своим следствием целый ряд новаций в разработке композиционных типологических форм (аналогично тому, что в музыке называется музыкальной формой) и самой композиционной технике.

Итальянский барокко XVII в. (Микеланджело, Джакомо делла Порта, Бернини, Борромини, Лонгена и др.) отталкивается от ренессансного композиционного мышления во всем: те же типологические схемы, те же архитектурные темы и мотивы, те же ордерные детали и та же идея условной изобразительной тектоники. Принципиальное различие в том, что весь этот композиционный, тематический и идейный багаж ренессанса переосмысливается в соответствии с требованиями полифонической манеры видения и художественного мироощущения.

Собственная концепция барокко излагается преимущественно негативно. Энтузиазм и пафос барокко — в опровержении композиционной логики Ренессанса.

Оставьте комментарий