Среднеевропейский и восточноевропейский барокко

Среднеевропейский и восточноевропейский бароккоДаже каноническая схема фасада церкви Иль Джезу, представляющая собой многослойное (многоплановое) развитие темы центрального портала, строится как обратная перспектива, то есть как опровержение линейной перспективы. Точно так же негативно и отношение к ордерной тектонике.

В высшей фазе развития итальянского барокко, когда появляется умение строить объемный контрапост, опять-таки темы и образы остаются несамостоятельными и возникают как критическая имитация ренессансной центрической схемы. В этом смысле можно сказать, что барокко заражен духом иронии и противоречия.

Среднеевропейский и восточноевропейский барокко XVIII в., и в первую очередь немецкий и русский, черпает свой материал, темы и образы не только из итальянских источников, хотя прежние диалогические контакты с ренессансом остаются.

В его арсенал входит ордерная дисциплина французского классицизма, его темы и типология. Нельзя представить себе появление Шенбрунского ансамбля Фишера фон Эрлаха или пепельмановского Цвингера без влияния идей Ж. А. Мансара и А. Ленотра.

В произведениях И. Л. Гильде-брандта, Б. Ноймана и Г. В. Кнобельсдорфа также заметно влияние французской школы конца XVII в. Как ни велика связь нашего Растрелли с итальянским барокко (с Бернини и Борромини), композиционные схемы Екатерининского и Зимнего дворцов были подготовлены работами мастеров французского классицизма.

Конечно, проект Лувра, предложенный Бернини, был не только хорошо известен Растрелли, но и воспринят им как возможность новой композиционной идеи.

Оставьте комментарий