Убранство Верхних ворот

Убранство Верхних воротРасположение ворот в земляном валу предопределило концепцию исключительно фронтальной композиции сооружения — только внешний, западный фасад получил богатый каменный декор. (Композиция восточной стороны выполнена в конце XIX в. после сноса валов.

) Фронтальные архитектурные построения были хорошо освоены ван ден Блоком, проходившего в течение 14 лет выучку в мастерской Корнелиса Флориса в Кенигсберге, где им были созданы многочисленные эпитафии. Создание эпитафий — один из немногих видов художественного творчества, допускаемых доктриной протестантизма.

Композиция эпитафий — своего рода псевдоархитектура, хотя и оперирующая ордерными элементами, но развернутая на плоскости и лишенная внутреннего пространства. Безразличное отношение к внутреннему пространству сближает искусство эпитафий с архитектурой маньеризма, которая тяготела к внешней декорации фасада, оставаясь равнодушной к объемно-пространственным решениям.

Свидетельством этому служат гданьские сооружения рассматриваемого времени. Подчеркнутым вниманием к оформлению плоскости объясняется и особая роль скульпторов в создании архитектуры маньеристических фасадов.

Декор Верхних ворот Гданьска выполнен Виллемом ван ден Блоком в совершенно ином стиле, нежели кенигсбергские или гданьские надгробия, где мастер пользовался выразительными возможностями коринфского и ионического ордеров, дополненных фигурными изображениями и декоративной резьбой. Парадный фасад Верхних ворот производит впечатление суровости и монументальности, достигнутое пропорциональными соотношениями небольших проездов и массивного аттика, сдержанным применением элементов тосканского ордера, но богатством объемного резного руста.

Оставьте комментарий