Влияние японского искусства

Влияние японского искусстваВлияние японского искусства на процесс формообразования европейского модерна состояло в осознании того факта, что самого только использования образов растительного мира в декоративном искусстве или в структурном орнаменте в архитектуре еще недостаточно для образования среды, типичной для подлинного искусства, для создания которой необходимо еще пластическое образное осмысление природных форм, а не только их непосредственное цитирование, то есть та продуманная художником или архитектором архитектурно-искусствоведческая стилизация, которая присутствовала в японской каллиграфии и японских эстампах, с которыми Западная Европа впервые познакомилась в 1860-х гг. Художники европейского модерна восхищались мастерством японских каллиграфов, которые в процессе размещения черных знаков на белом фоне достигали эстетического равновесия между изображением и пустотой. Возможно, именно японская традиция хайку воспевать времена года через описание явлений природы повлияла на европейскую традицию модерна создавать целые живописные циклы под общим названием «Времена года».

У отдельных художников, таких как Альфонс Муха, таких живописных циклов несколько, и все они отличаются друг от друга и сюжетами, и стилистикой, и композицией.

Под влиянием ориентальных традиций Муха создал целые циклы изображений: «Драгоценные камни», «Цветы», «Искусства», «Времена суток», «Звезда».

Непосредственное влияние на европейский модерн оказала и классическая японская гравюра с ее плавными линиями и «текущими» струящимися силуэтами и гармоничным сочетанием четко очерченных пятен и длинных гибких линий. В то время когда основной задачей европейской гравюры было раскрытие драматизма сюжета, детализации природного окружения вокруг человека, — японской гравюре, в которой часто изображалась природа, напротив, был свойственен лаконизм, определенная условность в передаче изображения и плоскостность.

Напряженная, гибкая, похожая одновременно и на стебель растения, и на гребень морской волны, линия японских иероглифов многократно повторяется в простых, четких, напряженных и лаконичных линиях японской гравюры, поскольку в отличие от европейских гравюр линия здесь несет намного большую эмоциональную нагрузку.

Оставьте комментарий