Водяные зеленые партеры

Водяные зеленые партерыКстати говоря, водяные зеленые партеры размещаются на каждой террасе и в том числе на самой верхней в середине циркульного двора. Это еще один композиционный элемент, участвующий в разработке общей темы. Самая нижняя терраса снаружи ограничена двумя служебными корпусами (по-видимому, конюшнями).

Ризалиты этих корпусов как бы едва намечают мотив будущих курдонеров, а триумфальные колонны в воротах с пластически выразительными пьедесталами уже содержат в себе главную тематическую завязку — характерную комбинацию циркульной и прямоугольной форм.

Конфигурация этих пьедесталов очень важна для всего ансамбля. Она искусно варьируется в рисунке водных и зеленых партеров, в композиции центрических купольных павильонов по краям дворца.

Наконец, в самом расположении обоих колонн и конюшенных корпусов можно увидеть остроумное противопоставление всей композиции дворца.

И. Б. Фишер добился в своем проекте редкого тематического единства.

Всю композицию можно прочитать и в обратном порядке, при котором происходит постепенная подготовка и нарастание главной темы.

Несмотря на очевидную целенаправленность этой подготовки, каждое новое противопоставление неожиданно, как бывает в импровизации, и одновременно дополняет предыдущее противопоставление, что характерно для вариаций.

Строго говоря, ни сама композиция дворца, ни любая ее вариация на террасах не являются действительно полноценным или правомочным изложением темы.

И. Б. Фишеру удалось избежать обычного в дворцово-парковых ансамблях композиционного сбоя или скачка, ощущаемого при переходе от здания к парку. Такой сбой есть и в Версале, и в барочных итальянских виллах (Альдобрандини, д’Эсте в Ти-воли и др.). Чуть ли не единственное исключение составляет построенная Виньолой вилла папы Юлия III, хотя, строго говоря, развитие композиционной темы в веренице дворов нельзя считать дворцово-парковой композицией.

Оставьте комментарий