Закон контрапоста

Закон контрапостаВесь второй ярус имитирует схему первого: те же элементы, но располагаются в ином порядке и с вызывающе контрастными отклонениями. Если в первом ярусе средняя арка была ниже карниза, здесь, во втором ярусе, она находится над карнизом. Дуги циркульного разорванного фронтона опять обращены внутрь проема.

Разросшийся картуш высоко поднимается над большим ордером, и при этом его характерные волюты развернуты противоположно волютам нижнего картуша. Формы крыши и сложного многоступенчатого луковичного купола продолжают начатые противопоставления циркульных форм.

И так вплоть до короны.

Тот же закон контрапоста диктует размещение скульптур, ваз и других декоративных форм.

Пеппельман искусно варьирует их положение по отношению к основным частям ордерной ячейки таким образом, чтобы две соседние вариации всегда образовывали контрапост: в первичной ячейке галереи скульптуры поставлены на балюстраду; в промежуточных связках между воротами и галереей — внутри арки; в первом ярусе центрального проема — на циркульных фронтонах и у пьедестала; во втором — на угловой раскрепованной части карниза. Кстати говоря, этот пластически сочный раскрепованный угол заставляет почувствовать трехмерность развития темы.

И, кроме того, раскреповки смягчают переход от вытянутой в длину галереи к вертикальной композиции ворот.

Оставьте комментарий